Февраль 2013 года | Млн. USD | Тонн | Деклараций | Товаров | Стран | Фирм | Брокеров |
Импорт без контейнеров | 15 511 | 6 271 760 | 176 868 | 1 358 737 | 129 | 22 396 | 431 |
Импорт в контейнерах | 6 936 | 1 870 832 | 70 869 | 425 232 | 115 | 9 775 | 373 |
Итак, 23% импортных грузоперевозок осуществляются в контейнерах. В исследовании таможенной статистики контейнерных перевозок немалое значение имеет транспортная структура импорта, с неё и начнём.
Код | Вид транспорта | Млн. USD | Тонн | Деклараций |
10 | морское судно | 5 156 | 1 610 203 | 54 511 |
31 | состав транспортных средств (тягач с полуприцепом и (или) прицепом) | 647 | 93 486 | 7 633 |
20 | железнодорожный | 530 | 94 541 | 2 956 |
30 | автодорожный | 459 | 58 983 | 5 508 |
-- | не указан в ГТД | 123 | 12 852 | 241 |
40 | воздушный | 20 | 768 | 20 |

Оказалось, что 86% контейнерных поставок пересекают границу морем. Логично предположить, что основной поток идёт через Балтийские и Новороссийские порты. Сделаем группировку по таможенным постам на границе (поле G29 таможенной декларации).
Код | Таможня | Млн. USD | Тонн | Деклараций |
10216100 | т/п Турухтанный | 1 372 | 389 835 | 15 233 |
10216110 | т/п Лесной порт | 802 | 239 284 | 7 692 |
10714040 | т/п Морской порт Восточный | 544 | 143 756 | 6 454 |
10206040 | т/п МАПП Торфяновка | 469 | 65 101 | 6 181 |
10216120 | т/п Гавань | 426 | 161 891 | 4 336 |
10702030 | т/п Морской порт Владивосток | 338 | 107 543 | 4 086 |
10216020 | т/п Кронштадтский | 288 | 67 018 | 2 240 |
10317110 | т/п Новороссийский юго-восточный | 257 | 102 494 | 2 888 |
10317090 | т/п Новороссийский западный | 237 | 128 413 | 2 781 |
10226180 | т/п Морской порт Калининград имени Н.С.Хазова | 167 | 19 776 | 338 |
10226170 | т/п Балтийск | 162 | 36 369 | 630 |
10206030 | т/п МАПП Брусничное | 162 | 12 687 | 1 314 |
11209136 | БРЕСТ-ЗАРЕЧИЦА | 143 | 13 861 | 328 |
10218040 | т/п Усть-Лужский | 126 | 40 244 | 1 299 |
10612120 | т/п ЖДПП Забайкальск | 124 | 27 816 | 1 252 |
10317100 | т/п Новороссийский центральный | 124 | 40 775 | 1 811 |
10226042 | ОТО и ТК №2 т/п Черняховский | 118 | 8 763 | 83 |
10225010 | т/п МАПП Бурачки | 106 | 16 880 | 1 464 |
10102150 | т/п Фокинский | 86 | 8 828 | 136 |
10702020 | т/п Первомайский | 78 | 43 370 | 1 252 |
Сортировка сделана по стоимости грузов, но по массе очевидно доминирование Балтики, затем идут Новороссийск, Владивосток, Калининград. Любопытно, что через порт Новороссийск идут сравнительно дешёвые в расчете на единицу массы грузы.
Оценим структуру февральского контейнерного импорта в разрезе стран отправления товара. Список 20 ведущих стран выглядит следующим образом.
Код | Страна отправления | Млн. USD | Тонн | Деклараций | Фирм | Брокеров |
CN | КИТАЙ | 2 188 | 615 980 | 30 054 | 5 210 | 308 |
KR | КОРЕЯ (РЕСПУБЛИКА) | 549 | 105 893 | 2 481 | 764 | 125 |
DE | ГЕРМАНИЯ | 457 | 82 093 | 4 000 | 703 | 144 |
FI | ФИНЛЯНДИЯ | 336 | 44 855 | 3 517 | 624 | 105 |
US | США | 326 | 70 183 | 2 456 | 732 | 164 |
NL | НИДЕРЛАНДЫ | 317 | 97 004 | 3 260 | 663 | 135 |
JP | ЯПОНИЯ | 296 | 30 215 | 2 762 | 379 | 83 |
BE | БЕЛЬГИЯ | 251 | 61 721 | 1 623 | 376 | 109 |
SK | СЛОВАКИЯ | 162 | 11 149 | 117 | 8 | 3 |
BR | БРАЗИЛИЯ | 158 | 38 555 | 1 123 | 185 | 49 |
TR | ТУРЦИЯ | 128 | 45 006 | 1 521 | 524 | 100 |
IN | ИНДИЯ | 109 | 32 937 | 1 213 | 464 | 127 |
PL | ПОЛЬША | 108 | 27 146 | 414 | 143 | 43 |
ES | ИСПАНИЯ | 93 | 41 134 | 1 202 | 319 | 89 |
LV | ЛАТВИЯ | 85 | 14 855 | 1 038 | 248 | 51 |
VN | ВЬЕТНАМ | 74 | 23 772 | 733 | 195 | 63 |
TW | ТАЙВАНЬ | 68 | 19 500 | 974 | 423 | 102 |
GB | ВЕЛИКОБРИТАНИЯ | 67 | 15 070 | 648 | 188 | 85 |
HK | СЯНГАН (ГОНКОНГ) | 67 | 8 092 | 647 | 260 | 78 |
FR | ФРАНЦИЯ | 64 | 16 209 | 467 | 148 | 56 |
Любопытно, что Корея "задвинула" Германию, а также непривычно высокие позиции заняли США. Дополнительно мы привели по каждой стране число российских фирм-импортёров и таможенных представителей. Уникальное место здесь заняла Словакия: войдя в десятку ведущих стран-отправителей контейнеров в Россию, это положение ей обеспечили всего 8 российских импортёров и 3 таможенных представителя. Долго ли продлится такая монополия - покажет время.
В завершение обзора приведём объемы ведущих таможенных представителей, оформлявших контейнерный импорт. Недавно мы публиковали общий рейтинг таможенных брокеров по итогам 2012 года, с которым будет интересно сравнить февральские данные.
Лицензия | Наименование таможенного представителя | Млн. USD | Тонн груза |
Деклараций | Стран | Фирм-клиентов | Таможенных постов | Случаев КТС |
__ | Без брокера | 2 971 | 965 007 | 36 390 | 102 | 5 608 | 330 | 17 747 |
372 | ООО "Транспорт девелопмент групп" | 168 | 19 106 | 393 | 18 | 72 | 20 | 135 |
82 | ООО "СЭЗ-Сервис" | 144 | 11 075 | 220 | 16 | 17 | 14 | 131 |
106 | ООО "ТЕКТУМ" | 134 | 10 253 | 1 718 | 14 | 5 | 6 | 58 |
152 | ЗАО "Агентство ВТН" | 112 | 12 414 | 157 | 12 | 16 | 3 | 0 |
26 | ООО "ТБ "Трансэкспедиция" | 96 | 7 568 | 797 | 18 | 17 | 13 | 2 |
170 | ООО "Транс-Бизнес Брокер" | 93 | 20 436 | 984 | 36 | 62 | 12 | 39 |
177 | ООО "Транзит" | 90 | 11 721 | 276 | 13 | 14 | 3 | 0 |
186 | ООО "СЗТК" | 88 | 9 164 | 1 404 | 13 | 15 | 4 | 0 |
181 | ООО "Восход" | 85 | 15 010 | 770 | 28 | 53 | 11 | 17 |
191 | ООО "Тверской таможенный терминал" | 80 | 9 723 | 951 | 15 | 30 | 8 | 59 |
117 | ООО "ТАНДЕМ" | 78 | 20 264 | 675 | 37 | 83 | 9 | 31 |
81 | ООО "Бадис" | 76 | 21 083 | 525 | 32 | 54 | 5 | 5 |
124 | ООО "ТРАНСЛОДЖИКС" | 74 | 8 700 | 360 | 22 | 35 | 11 | 5 |
15 | ООО "Жефко" | 73 | 5 632 | 136 | 10 | 5 | 4 | 146 |
89 | ЗАО "ТЛК" | 63 | 6 020 | 351 | 36 | 40 | 17 | 64 |
35 | ООО "Елтранс+" | 50 | 7 731 | 477 | 26 | 74 | 14 | 59 |
129 | ООО "ФЕСКО Брокер" | 47 | 8 205 | 514 | 11 | 101 | 10 | 151 |
120 | ЗАО "СТС Логистикс" | 47 | 7 922 | 424 | 15 | 66 | 16 | 367 |
13 | ООО "Кинтетцу (РУС)" | 43 | 1 750 | 133 | 13 | 10 | 5 | 0 |
В таблицу включено также количество стран отправления, по которым работал таможенный представитель, количество клиентов-импортёров, а также число случаев корректировки таможенной стоимости (КТС), что является хорошим индикатором качества работы таможенного брокера и уровня "взаимопонимания" его с таможней. Большинство участников ВЭД предпочитают заниматься таможенным оформлением самостоятельно, но и "попадание" на КТС у них случается значительно чаще, чем у квалифицированных брокеров.