В первой части статьи мы рассмотрели проблему наглядной и максимально компактной компоновки большого количества информации, характеризующей структуру торговли импортёра или экспортёра. Это позволило получить ёмкий - портрет участника ВЭД.
Числа в динамике
Другой аспект наглядности информации – динамическое представление объемов внешней торговли. Большинство доступных на рынке исследований импорта-экспорта используют в рамках года статическую картину распределения внешнеторгового потока по какому-либо параметру. Если исследованием охватывается несколько годовых периодов, то на каждый год формируется отдельный рейтинг участников ВЭД. Например, исследование импорта мяса за 2014 – 1 полугодие 2016 гг. при стандартном подходе будет включать три раздела, касающихся импортёров: рейтинги за 2014, 2015 и 6 мес. 2016 г. отдельно. Сопоставлять хотя бы три таблицы уже не очень удобно, а если исследуемый период охватит 5 или более лет? Да и для многих рынков год – это слишком большой период времени, в течение которого могут произойти существенные изменения. Например, импортёр по итогам года может ещё быть «статическим» лидером, но по последним трём месяцам иметь значительно более низкие объемы.
На помощь приходит динамическая группировка информации. Она позволяет сформировать за исследуемый период один рейтинг импортёров или экспортёров с выделением месячных или квартальных объёмов. Сразу становятся заметны как новые игроки, так и уходящие с рынка компании.
Да и один динамический график куда более информативен, чем несколько годичных диаграмм.
Добавление в базу участников ВЭД полей, отражающих динамику внешней торговли фирмы позволит заказчикам из числа коммерческих банков и транспортных компаний выявить наиболее перспективных потенциальных клиентов, находящихся в стадии роста, а также не тратить время на составление предложений компаниям с фрагментарными поставками, «однодневным» импортёрам-«прокладкам» и уходящим с рынка предприятиям.
Интеграция
Третий важный момент при формировании базы участников ВЭД – интеграция с другими банками данных. Сама таможенная база содержит очень скудный набор сведений об участнике ВЭД: ИНН, наименование и юридический адрес. Указан ещё телефон специалиста-декларанта, оформлявшего ГТД, но это не самый удачный адресат для коммерческих предложений, к тому же более половины участников ВЭД пользуются услугами таможенных брокеров, соответственно и декларант с высокой вероятностью окажется сотрудником компании таможенного брокера. Наиболее распространённый вариант – подгрузка из базы данных Росстата, содержащей следующие сведения:
- ФИО руководителя
- Контактные телефоны и факсы
- Электронные адреса и сайты компаний (заполнены у порядка 5-7% юридических лиц)
- Финансовые показатели: годовая выручка, прибыль, долгосрочные и краткосрочные обязательства, основные средства и т.д.
- Дата создания компании
- Основной вид деятельности по ОКВЭД
Использование всех трёх упомянутых в настоящей статье подходов к созданию базы данных участников ВЭД позволит сформировать информационный продукт, «выжимающий» максимум информации из базы данных таможенной статистики и пригодный для решения широкого круга задач.