Одним из важных составляющих любого исследования рынка является составление списка или рейтинга его участников – как полного, так и ограниченного несколькими десятками ведущих предприятий. Выполняя разнообразные задачи по анализу таможенной статистики, мы выработали несколько подходов, позволяющих формировать рейтинги и базы данных участников ВЭД, достаточно ёмкие по информационной насыщенности, и в то же время доступные для восприятия и компактные в плане организации данных.
Для начала обрисуем типичные потребности заказчика при подготовке базы или рейтинга импортёров/экспортёров. Мы представили их в таблице.
Заказчик | Задача |
Отдел маркетинга участника рынка | Выявление основных игроков на рынке и их долей |
Транспортная компания и/или таможенный брокер | Получение списка предприятий с контактными данными, осуществляющих импорт товара с заданным направлением и видом транспорта. |
Коммерческий банк | Получение списка предприятий в заданных регионах с контактными данными и объемами внешней торговли |
По данным таможенной статистики, в течение года во внешней торговле принимают участие около 77 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Последние 5 лет демонстрируют устойчивость этого количества импортёров-экспортёров, даже несмотря на снижение объемов импорта в 2014-2015 годах.
Профиль участника ВЭД
Чтобы получить целостное представление об участнике ВЭД, необходимо собрать статистику в нескольких разрезах: динамика, товарная структура, торгующие страны, виды транспорта, таможни оформления и приграничные пункты. Классически это делается путём создания отдельных таблиц с соответсвующей группировкой: «Фирма – Страна», «Фирма – Товар» и так далее. Такие представления удобны для последующей обработки средствами СУБД, но не очень подходят для зрительного восприятия человеком. К примеру, база данных импортёров авиатранспортом за 2013 год содержит 20 350 участников ВЭД. Дополнительная детализация по первым 4 знакам ТНВЭД формирует таблицу уже из 144 927 записей ( в 7 раз больше), в которой наименование импортёра повторяется столько раз, сколько уникальных 4-значных кодов ТНВЭД он импортировал в течение года.
Довольно часто заказчику требуется лишь краткое и ёмкое описание товарной структуры импорта компании, а манипуляции с двумя таблицами либо одной таблицей с большщим количеством избыточной информации оказываются слишком трудозатратным мероприятием. Для оптимизации этого момента специалистами Аналитической Группы Ved-Stat.Ru была разработана группировка структурной информации в одно длинное текстовое поле. Теперь данные о товарной и страновой структуре импорта компании располагаются в одной таблице и без повторений упоминания основного объекта.
Таким образом, текстовая группировка позволяет сформировать одну таблицу с однократным упоминанием участника ВЭД, в которой можно представить в одной строке помимо суммартных объемов импорта/экспорта следующую информацию:
- Товарную структуру
- Распределение внешней торговли компании по странам
- Используемые таможенные посты
- Перечень таможенных брокеров, привлечённых для оформления
- Перечень зарубежных партнёров
- Другие распределения: банки, обслуживающие внешнеторговые сделки, торговые марки, производители, виды транспорта
Такое представление информации по достоинству оценили заказчики, ищущие по базе участников ВЭД новых клиентов: коммерческий банк получает информацию о том, с какими банками работает потенциальный клиент, что позволят заранее подготовить конкурентоспособное предложение. Транспортная компания или таможенный брокер «наскидку» видит, с каким грузами, по каким направлениям и через какие таможни работает импортёр, что позволит начать предложение своих услуг с конкретики, актуальной для данного потенциального клиента. Для маркетолога, исследующего определённый рынок, информация о том, какие ещё товары импортирует компания и какую часть в её общем обороте занимает исследуемый товар, также является ценным дополнением.